Эдуард Малый: «Хотим, чтобы болельщикам и командам было с нами интересно»
Президент союза федераций футбола «Центр» Эдуард Малый – о старте сезона в Третьей лиге, затратах на организацию и медиаосвещение матчей, судействе, работе с региональными федерациями и органами власти.
Союз федераций футбола «Центр» – одно из двух крупнейших межрегиональных объединений (МРО) страны. В его состав которого входят 12 региональных федераций футбола. Это федерации Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областей.
СФФ «Центр» проводит межрегиональные соревнования для взрослых и детско-юношеских команд из регионов-членов объединения. Главные турниры МРО среди взрослых мужских команд – Третья лига и Кубок среди любительских команд. Победители этих соревнований участвуют во всероссийских финальных турнирах, организованных Российским футбольным союзом.
Эдуард Малый возглавляет МРО с мая 2022 года. На этой должности он сменил предыдущего руководителя Рохуса Шоха, который возглавлял объединение с 2017 года. Малый – член исполкома РФС, действующий инспектор РПЛ, экс-арбитр Премьер-лиги, отсудивший 60 матчей в 2005-2012 годах.
«Всю финпомощь РФС тратим на трансляции»
– В «Центре» стартовал сезон в Третьей лиге – вы собрали 19 команд, больше чем в других МРО нашей страны. Как это получилось?
– Конечно, это происходит не само собой – мы работаем над увеличением команд в турнирах. В Третьей лиге ежегодно прибавляются участники. В 2022 году у нас было 11 команд, в прошлом году – 13. В этом году – 19. Но это не предел. У нас даже в этом году могло быть 22 команды. Однако некоторые клубы взяли время для подготовки, чтобы в течение года набраться опыта, поправить инфраструктуру. При этом и 19 участников – это наша гордость и достижение.
– Все регионы МРО представлены?
– Почти. К сожалению, Тульская и Рязанская области не участвуют. При этом из Смоленска заявились два новичка. Брянск уже представляют три команды. Из Воронежской области больше всего участников – четыре команды. А ещё один новичок турнира будет представлять Белгород, хоть и играть пока что в Старом Осколе, за что мы благодарны губернатору Белгородской области. Это также показатель работы президента федерации футбола Белгородской области Дениса Шпилёва.
– Как собирали команды?
– Президенты региональных федераций действительно провели большую работу – они умеют мотивировать потенциальных участников заявляться на межрегиональные турниры. Второе – самим командам интересно. У нас сильное первенство с серьёзным уровнем клубов, которые занимают призовые места на всероссийских финалах Третьей лиги и Кубка среди любительских команд. Третье – самое привлекательное – прямые трансляции всех матчей, медиаактивности. Здесь мы явный лидер среди всех МРО.
– Это главные особенности ваших соревнований?
– Только в нашем МРО принята норма обязательного участия молодого футболиста в матчах Третьей лиги. Минимум один игрок на поле должен быть не старше 21 года. Так же, как это делает РФС в своих соревнованиях. Эта норма действует с прошлого сезона. И именно такой молодой футболист Захар Шурупов из «Локомотива» Лиски в прошлом году стал лучшим полузащитником первенства по итогам сезона. Мы видим, что правило молодого игрока работает, и такие футболисты получают шанс проявить себя.
– Как вы транслируете матчи?
– Трансляции начали делать ещё при Рохусе Шохе лет пять назад. Съёмка каждого матча проводится с двух-трёх камер. Топовые, финальные матчи – с четырёх-пяти камер. Иногда используем коптер и кран-камеру за воротами. Трансляции с повторами, качественной графикой. На каждой игре работает профессиональный комментатор, по итогам делаются обзоры. Мы видим, что это интересно болельщикам и командам, и хотим продолжать в том же духе. Мы не просто собираем взносы с команд – мы отправляем их на развитие.
– Сколько людей смотрит трансляции матчей Третьей лиги?
– В первом туре было 36 тысяч просмотров – в среднем 4 тысячи за игру. Обзоры этих матчей собрали 70 тысяч просмотров. Общее количество просмотров за пять туров – почти 420 тысяч. Мы считаем, это очень хорошие цифры. В прошлом сезоне у нас было 156 матчей. Они собрали 2,78 млн просмотров.
– А какие взносы у вас в Третьей лиге?
– Это не секрет – 440 тысяч рублей. Команды знают, что мы не на свои зарплаты всё это тратим. А отправляем деньги на то, что они сами могут увидеть, – на развитие медиа, трансляции, организацию матчей. Когда мы в этом году подняли взнос до 440 тысяч, ни у одной команды не было вопросов. Все понимают, для чего это делается.
– Сколько денег потратит МРО на трансляции матчей в течение этого сезона?
– 244 матча первенства будут нам стоить 4,76 млн рублей. Плюс 244 тысячи – за обзоры всех матчей. Какая сумма будет в Кубке – пока не можем сказать, потому что пока не знаем точное количество участников и матчей. Стартуем 22 мая, пока что планируется 24-25 участников. Но там матчей будет меньше, так как команды играют на выбывание.
– Деньги на трансляции идут только со взносов?
– Уже не первый год мы направляем на трансляции всю финансовую помощь РФС. МРО ежегодно получает её в размере 2,1 млн рублей. Остальную часть добавляем уже из средств объединения.
– Чем-то ещё планируете усиливать медиаработу?
– Технически мы можем давать ещё и статистику по окончании каждой игры. Плюс можно было бы делать студию на центральном матче в туре и обсуждать игру с известным футболистом или тренером. Можно было бы внедрить матчдэй-программу с активностями для болельщиков. Это тоже принесло бы нам много контента в соцсетях. Правда, пока это вопрос финансов.
«Всё начинается с регионального футбола»
– Второй популярный межрегиональный турнир – Кубок среди любительских команд. В прошлом году на финал в Орле пришли 9 150 зрителей – ещё один рекорд в любительском футболе. Это случайность или закономерность?
– У нас исторически так сложилось, что в трёх городах МРО есть особая культура боления – это Орёл, Волгоград и Воронеж. В Орле в прошлом году решалась судьба команды – клуб поставил себе задачу выхода в профессиональный футбол, и он смог добиться этого за счёт победы в Кубке. Но при этом в течение сезона, когда стадион открыли после реконструкции, на матчи приходило по четыре, пять, семь тысяч зрителей. То есть такая посещаемость – не разовая акция. Это ещё и следствие совместной работы президента областной федерации Николая Пчёлкина и руководителя областного департамента по физической культуре и спорту Алексея Берестова с губернатором Орловской области Андреем Клычковым, который понимает важность футбола для региона и поддерживает его развитие. Кстати, на финале Кубка он тоже был и болел за свою команду.
– Орёл, Волгоград и Воронеж – крупные города. Что с посещаемостью в маленьких городах?
– Как пример – Елань, Волгоградская область. Это посёлок, в котором живут чуть больше 14 тысяч человек. Да, там старый стадион, но на открытии сезона был аншлаг – 2,5 тысячи зрителей. Есть команда из Дятьково в Брянской области, где всегда та же история. Это радует.
– Чем органы власти и губернаторы в частности обычно помогают федерациям?
– Расскажу на конкретном примере. Когда Владимир Москалёв стал президентом воронежской областной федерации, президент РФС Александр Дюков организовал нам встречу с главой региона Александром Гусевым. Я на этой встрече подчеркнул, что в области есть большой футбольный кластер, команда Премьер-лиги, а во взрослых соревнованиях играют всего 13 команд. Ещё до меня предыдущий руководитель МРО Рохус Шох точно так же общался с губернатором Тамбовской области, когда там было всего восемь участников мужских лиг. И я сказал главе, что у вашего соседа – Тамбовской области – уже играют 28 команд, а в Воронежской – 13. Губернатор улыбнулся и всё понял. Сейчас в воронежских областных лигах 37 команд. И это однозначно большая помощь главы региона. Не надо стесняться говорить о проблемах. Мы не просим денег – мы просим помочь нашему любимому виду спорта стать лучше.
– Как взаимодействуете с губернаторами в плане строительства футбольной инфраструктуры?
– Ещё один пример. В Воронеже сейчас строится стадион «Факела». Изначально по проекту его вместимость была меньше нынешней – восемь тысяч. Но на встрече с губернатором бывший президент областной федерации Александр Пешков и Рохус Шох не постеснялись задать вопрос, почему всего восемь? Объяснили, что на арене с большей вместительностью можно проводить соревнования любого уровня. Тут же было дано поручение проработать вопрос. В итоге скоро команда Премьер-лиги будет иметь собственный стадион на 10 тысяч.
– А в других регионах?
– Белгород. Президента областной федерации Дениса Шпилёва пригласили на общее собрание по поводу строительства футбольного манежа, на месте которого тогда только был залит бетон. Денис задал вопрос губернатору Вячеславу Гладкову, почему бы здесь не построить полноразмерный манеж вместо планируемого 70х30 метров? Объяснил все плюсы. Вопрос проработали, и через пару лет там появился полноразмерный крытый манеж. Также полноразмерные манежи есть в Тамбове, Воронеже, Волгограде, Рязани. В начале этого года манеж появился и в Орле. Он имеет небольшие размеры – 72х54 метра, но на нём вполне можно проводить соревнования для детей. Инфраструктуры всегда не хватает, и мы рады, что она потихоньку появляется. Федерации футбола не строят поля и манежи, но всегда говорят о необходимости спортобъектов на встречах с губернаторами, если появляется такая возможность.
– И здесь очень высока роль президентов федераций.
– Безусловно. РФС и весь российский футбол – это ведь не только команды Премьер-лиги. РПЛ – это вершина пирамиды. А всё начинается с базиса – регионального футбола. И поэтому, чтобы основание пирамиды было крепким, президент региональной федерации должен искать пути решения любых вопросов.
«Коллектив МРО – как семья»
– Вы часто выезжаете в регионы «Центра»?
– Я был практически во всех областях объединения. Вместе с руководителями федераций встречаемся с главами регионов, муниципалитетов, различных министерств, ведомств. Лично я знаком с главами Воронежской, Орловской, Курской областей, в некоторых регионах общаемся с вице-губернаторами. Хорошая коммуникация с руководителями региональных министерств спорта.
– Сотрудники МРО тоже представляют разные регионы?
– Да. У нас есть Максим Присяжнюк из Брянска, уникальный человек. Возглавляет детско-юношеский комитет в МРО. Помимо эффективной работы здесь, он вместе с руководителем брянской областной федерации Андреем Артемьевым выстроили работу в своём регионе так, что сейчас в области участвуют 64 взрослых мужских команды во всех дивизионах – второй результат в России. Кроме этого, Максим регулярно заявляется со своими футбольными проектами на федеральные гранты. Пять раз уже побеждал, общая сумма – свыше 10 млн рублей. Ещё он инспектирует в Третьей лиге и ЮФЛ.
Вице-президент МРО Денис Шпилёв возглавляет оргкомитет ЮФЛ Центр. Под его руководством оргкомитет работает просто блестяще, и РФС уже отметил это, поощрив в прошлом году два лучших МРО – «Центр» и «Северо-Запад» – автомобилями. В этом сезоне у нас в ЮФЛ по трём возрастам играют 16 команд – больше, чем в других межрегиональных лигах. И я не сомневаюсь, что оргкомитет снова покажет качественную работу. А Денис Шпилёв и Максим Присяжнюк – это лишь два человека, о которых я рассказал. У нас в МРО таких – целый штат, и я каждого сотрудника очень ценю.
– Вы два года руководите МРО. Трудно работать с двенадцатью регионами, где у каждого – свои проблемы и особенности?
– Первое – это очень большая ответственность. Мне важно не разочаровать людей, которые два года назад доверили мне руководство объединением. При этом мне достаточно просто, потому что наш коллектив – как семья. Повезло, что, когда я приходил, эта семья уже была – заслуга Рохуса Шоха, до него не было такого единения. Второе – я никогда глобальные решения не принимаю в одиночку и не буду этого делать. Будь то речь о реформе любительского футбола, детско-юношеских соревнований, других вещах. Иногда мы можем до хрипоты спорить, но в конце концов находим консенсус. Равно как это было во время исполкома РФС в октябре, когда мы эмоционально принимали программу развития 11х11. У нас многое было сделано из того, что нам предлагали, и вопрос стоял не «для чего нам это?», а «как можно сделать лучше?». Только из-за этого были все эмоции. Нам важно развитие, потому мы и дальше будем предлагать идеи и открыто выражать свою позицию.
– Совет СФФ «Центр» ведь позднее общался с разработчиками программы развития футбола 11х11. Решили вопросы?
– Да, мы нашли понимание с ребятами, разработали дорожную карту. Они приехали к нам в Воронеж, и мы обсудили, как можно реализовать разные положения программы конкретно в нашем МРО. Очень хочется, чтобы это всё было в итоге выполнено.
– Вы много говорите о достижениях, но ведь бывают и сложности. С какими проблемами к вам чаще всего обращаются региональные федерации и как вы помогаете?
– Каких-то глобальных проблем не было – президенты федераций всё самостоятельно решают на местах. Чаще всего обращаются по вопросам судейства. Или просят уточнить в РФС возможность выделения футбольного поля. По обеспечению безопасности соревнований вопросов никогда не было. А я напомню, что у нас в МРО – Белгородская, Курская, Воронежская, Брянская, Смоленская области, и там бывает нелегко. Но даже в таких условиях мы стараемся развивать футбол.
«В СФФ «Центр» – 33 профессиональных арбитра»
– Близкая тема для вас – судейство. Насколько активно молодёжь в регионах «Центра» сейчас идёт в судейство?
– Больная тема. Но у нас есть несколько регионов, где ситуация получше относительно других, – Воронежская, Волгоградская, Тульская, Белгородская, Брянская области. Приведу пример. Арбитры Волгоградской области Рафаэль Шафеев, Виталий Жолобов и Богдан Головко ведут занятия в региональной Школе молодого арбитра. Они – действующие судьи, которые делают большую работу, и это даёт результаты. Школа ведь не может существовать без преподавателей. Отделения есть во всех регионах, но в каких-то регионах совсем тяжело.
– Агрессия, которую люди видят в отношении судей, – это главная причина, почему они не хотят становиться арбитрами?
– Одна из главных. Если почитать о судьях Премьер-лиги, то они всегда плохие. Люди всё это читают и впитывают. Какой это даст приток? Или если молодому судье прилетает кулаками, это всегда резонансно. Когда я пришёл в судейство, мне было 27 лет, а сейчас дети начинают судить в 13-14 лет. Это больной вопрос. Но люди в регионах всё равно стараются, чтобы ребята приходили в судейство, получали знания и опыт.
– Позитивное освещение судейства поможет решить проблему?
– Уже лет 10 об этом говорю. Сейчас РФС, конечно, старается уделить внимание этому аспекту – медийность судей, обучающие программы Академии РФС, появление координаторов по развитию школ молодого арбитра в регионах. Это позволяет хоть как-то привлечь и удержать начинающих судей. Но, к сожалению, аудитория любит «жареное». Хорошее судейство не замечается, это почти никому не интересно. И это неправильно. Поддержка нужна.
– Сколько в МРО профессиональных судей?
– Всего от нашего МРО 33 судьи – 12 главных арбитров, 21 ассистент – и 19 инспекторов работают на матчах профессиональных команд. В Российской Премьер-лиге судят в поле Кукуляк, Москалёв – судьи ФИФА, – Амелин и Шафеев. Для нашего скромного МРО – совсем неплохо. Даже от Москвы судей в Премьер-лиге примерно столько же, хотя это другой ресурс – и финансовый, и человеческий. Это тоже показатель работы, предмет нашей гордости.
– Вы начали судить в 27 и доросли до Премьер-лиги. Сейчас это возможно?
– Невозможно. Земля и небо с тем, когда я начинал. Тогда многие футболисты, которые заканчивали играть, хотели судить. Я в 27 впервые взял в руки свисток и ничего. А сейчас проблема в том, что возраст, когда начинают судить, резко упал. И молодой человек, который ещё не сформировался, сталкиваясь с агрессией, тут же теряет интерес к судейству и уходит.
– Какой путь проходит арбитр, чтобы попасть в Премьер-лигу?
– Всегда очень индивидуально. Зависит от многих факторов, характера, настроя. Я зимой 2013 года закончил судить в Премьер-лиге и возглавил судейскую коллегию Волгоградской области. Случайно тогда заметил мальчика, который судил первенство города. Хорошо двигался, быстро бегал. Мальчишка через 9 лет стал судьёй Премьер-лиги. Это был Рафаэль Шафеев. Хотя никогда нельзя говорить, что попадание на высший уровень не случится быстрее. Ты можешь и через 5 лет туда попасть. Сейчас Рафаэль уже сам преподаёт. Когда это делал я, чаще всего слышал 3 вопроса от слушателей – гарантии, что я буду судить, сколько я буду получать и когда я буду в Премьер-лиге? Понятно, что такие вопросы задавали смелые люди, но другим это тоже было интересно.
– А какими вопросами задавались вы? Почему стали судить?
– Это произошло случайно. Я был вратарём «Ротора». А потом сломал руку, мне сделали 2 операции, не смог восстановиться. Это были 90-е, я занимался бизнесом и параллельно играл в футбол на первенство города. В воротах стоять не мог, был полузащитником. В каком-то матче нас судил парень, который тоже раньше играл за «Ротор», и я подумал, почему бы мне не попробовать. Спросил у него, не рано ли начинать судить в 27. Он ответил, что нет. Тогда это так и было. Тренером я бы точно не стал – терпения не хватило бы. И я пошёл в федерацию, пообщался, начал судить буквально через месяц.
– Первый матч в качестве судьи помните?
– Никогда не забуду. Я был ассистентом. Представляете меня с флагом? Матч был на первенство области, все футболисты меня знали. В игре – эмоции. Забыли, что на линии стоит двухметровый дядя. Для них ты – махала с флажком. Я реагирую на момент и слышу фразу: «Что ты флагом машешь?», с вагоном нецензурной брани. Представьте мою реакцию: я – бывший вратарь, человек, служивший 2 года в спецназе ГРУ. Закончилось это всё тем, что я за нарушителем бегал по полю, а две команды меня ловили.
– Главный судья вас не удалил?
– Он был в шоке. Мы потом долго смеялись. А вместе с этим парнем после игры посидели, пообщались. Но, конечно, если ты хочешь чего-то добиться в судействе, нужно уметь контролировать свои эмоции.
– Это был 1996 год. А в каком году попали в Премьер-лигу?
– В 2005-м. Мог бы и раньше на пару лет, наверно. Закончил в 43 и ни о чём не жалею. Рохус Шох попросил возглавить судейскую коллегию Волгоградской области: «Кто, если не ты?». С 2015 года я возглавил коллегию уже в межрегиональном объединении. А сейчас руковожу МРО, и это другая сфера работы.
– Как руководитель МРО, какие задачи вы ставите перед собой на этот год и на перспективу?
– Одна из задач, которую я для себя поставил на этот год, – увеличение зарплат сотрудников МРО. Если у нас уровень затрат останется таким же, а финансового притока не произойдёт, будет сложно транслировать матчи на следующий год с трёх-пяти камер. Будем вести съёмку упрощённо, но я смогу повысить людям зарплату. При этом мы будем продолжать искать спонсоров. Надеюсь, у нас получится найти средства, чтобы и зарплату поднять, и качество трансляций оставить на высоком уровне. Самое ценное, что у нас есть, – это наши сотрудники.
А вообще, мы хотим всегда быть лучшими. Если что-то делать, то стараться делать лучше всех. В плане работы – всё те же аспекты. Было 13 команд, стало 19. Есть желание и ресурс, чтобы в следующем году их было 22. Будем работать и делать так, чтобы болельщикам и командам было с нами интересно.